вторник, 19 декабря 2017 г.

Тема: Интонация.




1.Общие замечания.
Интонация - это ритмико-мелодический строй предложения. Она складывается из пяти компонентов: фразового ударения, мелодики, пауз, темпа и тембра. Эти компоненты выступают в речи в тесной взаимосвязи. Функции интонации в языке разнообразны. Интонацией оформляются в языке различные типы предложений. Средствами инто­нации осуществляется членение речи на предложения и членение пред­ложений на части (речевые такты, синтагмы), представляющие собой относительно законченные смысловые отрезки (единства). Интонаци­ей передается степень важности слов в предложении. Так, с помощью ударения различной силы в речи выделяются служебные и знаменательные слова, а также слова, наиболее важные в смысловом отношении.
Этим же целям служит темп, напр. служебные слова произносят­ся быстрее, чем слова знаменательные; различным темпом характери­зуются и члены предложения, напр. определение произносится быст­рее, чем дополнение. Из сказанного видно, что интонация в языке тесно связана с грамматикой и является одним из важных средств выражения грамматических отношений, интонация является также ос­новным средством передачи эмоций, в языке, особенно важное значе­ние при этом имеет тембр. С помощью тембра в речи (голосе) ярко выражаются такие чувства, как гнев, радость, жалость, нежность, раздражение, печаль и др.
Каждому языку свойственны определенные интонационные законо­мерности, отличные от закономерностей другого языка. Поэтому ов­ладение произношением иностранного языка невозможно без умения интонировать в соответствии с законами интонации данного языка.
II. Фразовое ударение.
Слова в зависимости от выполняемой ими в предложении функции  имеют ударение различной силы. Принято различать четыре степени ударности: главное ударение ( ' ), второстепенное ударение ( ̗ ), усиленное ударение ( ʺ ) и не ударность, которая не имеет специального обозначений.
Разная сила ударения используется для разграничения знаменательных и служебных слов во фразе. Знаменательные части речи - существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительное - всегда имеют ударении Служебные слова - артикли, предлоги, союзы, связки, вспомогательные глаголы, местоимения отрицания nicht, kein и частицы - является в предложении  не ударными. Слова, стоя­щее на грани служебного и знаменательного слова, например, модальные глаголы, несут второстепенное ударение.
Неударные слова привыкают к ударному слову и образуют с ним фонетическое единство, объединяемое одним ударением (это т.н. ритмическая группа). Не ударное слово, примыкающее к стоящему за ним ударному слову, называется проклитикой. Неударное слово, примыкающее к предшествующему ударному слогу, называется энклитикой, напр. er ʺliest! или ʺer liest!  и liest er? ʺliest! ||. В первом предложении личное местоимение er является проклитикой, а во втором – энклитикой.
Объединение неударного слова с ударным определяется характе­ром синтаксических связей, а в конечном счете смысловыми отношениями. Напр. артикль, предлог, указательное и притяжательное местоимение составляет ритмическую группу с именем существительным. Личное местоимение, возвратное местоимение объединяются с глаголом, напр, Wir gehen über den Platz.
Проклитики и энклитики не только лишены ударения, но и произносятся быстрее, чем ударные знаменательные слова. Темп и ударе­ние в этом случае во взаимодействии (одновременно) определяют сте­пень важности слов во фразе.
Число неударных слов в немецкой речи значительно больше, чем в русской, что объясняется большим  количеством служебных слов в немецком языке. В связи с динамическим характером ударения удар­ные и неударные элементы в немецкой речи противопоставляются го­раздо отчетливее, чем в русской речи.
Фразовое ударение немецкого языка имеет специфические труд­ности при работе над интонацией. Одна из основных трудностей за­ключается в том, что в значительном числе случаев неударными эле­ментами, проклитиками и энклитиками являются слова с долгими гласными, напр. der, den, wir, mir, die, ihr. В русском языка мы привыкли безударность связывать с кратким гласным, а ударение - с долгим. Поэтому мы в немецком языка часто сокращаем долгий гласный в неударном положении, напр. [der tiʃ ] или, сохраняя долготу, произносим неударное слово с ударением, напр. ['de:r ʺ tiʃ]. Нас затрудняет и скопление неударных слов, следующих друг за дру­гом, что является типичным для немецкого языка, например, Sie hat sich mit den  ʺKindern geplagt. Нужна специальная трениров­ка для преодоления отмеченных трудностей.
Усиленным ударением обозначают наиболее важное в смысловом отношении слово предложения, известно, что предложения, состоящие из одних и тех же слов и одинаковые в отношении грамматической формы, могут иметь различное содержание. Например, содержание предложения 'Мальчик ''пишет, в котором усиленным ударением выделено сказуемое, является сообщение о занятии мальчика. Это же самое предложение приобретает другое, содержание, если усиленным ударением мы выделим подлежащее; "Мальчик' пишет. В этом случае предложение сообщает, что пишущим лицом является мальчик. Трактовка предложения зависит, следовательно, от контекста, Поэтому прави­ла усиленного ударения в предложении могут быть сформулированы лишь в общем виде:
1. В простом нераспространенном повествовательном предложе­нии усиленное ударение чаще стоит на сказуемом, Если сказуемое сложное - на его смысловой неизменяемой части. Связки и вспомога­тельные глаголи ударения не имеют. Примеры:
'Wiktor ʺstudiert. 'Wiktor ist ʺStudent.
'Wiktor ist"klug. 'Wiktor hat geʺarbaitet.
Модальный глагол в составе сказуемого отмечается второстепен­ным ударением. Усиленное ударение лежит на инфинитиве, например:
Viktor  ̗karnn ʺarbeiten. Er ̗soll ʺarbeiten.
2. В простом распространенном повествовательном предложении с прямым порядком слов усиленное ударение чаще cтоит на второсте­пенном члене предложения - дополнении или обстоятельстве, например, 'Wiktor stu'diert ʺFremdsprachen, Er 'liest ʺviel.
3. Если простое распространенное предложение содержит ряд вто­ростепенных членов, то усиленное ударение обычно падает на член предложения, который стоит в конце.  Сравни:
̗Wiktor 'fährt 'bald nach ʺMoskau. Wiktor 'fährt nach  'Moskau ʺbald.
Если при обратном порядке слов на последнем месте окажется подлежащее, то оно также имеет усиленное ударение, например:
Nach  'Moskau 'fährt ʺWiktor.
4. Изложенные правила фразового ударения относятся также к вопросительным и побудительным предложениям, в нераспространенном предложении ударение падает на сказуемое, а в распространенном - на второстепенный член предложения. Сравни: Stuʺdiert 'Wiktor? - 'Arbeitet er ʺfleiβig? - 'Lesen Sie  ʺrichtig!
Приведенные правила фразового ударения основаны на граммати­ческих моментах, синтаксической функции слова и его месте в пред­ложении, поэтому такой вид фразового ударения можно назвать грамматическим.
Иным видом фразового ударения является ударение логическое. В отличие от грамматического логическое ударение может быть поставле­но на любом месте. Напр. фразу Mein Bruder dient bei Moskau можно прочесть с логическим ударением на любом слове. Если нужно подчеркнуть, что действующим лицом является брат, то логическим ударением отмечают слово брат; если важно указать, что он слу­жит, а не отдыхает, то логическое ударение получит сказуемое. Ло­гическим ударением можно отметить и обстоятельство, если нужно подчеркнуть место службы. Логическое ударение могут получать и такие слова, которые обычно являются неударными. Так, приведен­ное предложение можно прочесть с логическим ударением на притяжательном местоимении mein или на предлоге bei. В первом случае смысловой акцент будет сделан на том, чей это брат; во втором, что он служит именно под Москвой, а не в Москве. Логическое уда­рение, т.о. содержит момент контраста, т.е. противопоставления.
III. Мелодика.
Мелодика представляет собой изменение высоты тона, его повышение и понижение. Мелодика имеет разнообразные функции в языке. Одна из важнейших функций состоит в оформлении различных типов предложений определенным мелодическим рисунком. В качестве единицы фразовой мелодии, мы берем так называемую интонему, т.е. мелодию централь­ного слога фразы (синтагмы, речевого такты) и первого заударного слога (если он есть).
Es ist ʺwarm. || Er heiβt ʺWoldemar.
Ist Nina ʺda? || Kommst du heute ʺabend?
Мелодия первого заударного слога показывает, в каком направ­лении заканчивается мелодия предложения. Если заударных слогов несколько, то тон остается в них на том же уровне. Мы будем при­держиваться модуляций тона, которые человеческое ухо в состоянии воспринимать как смыслоразличительные и которое доказаны экспе­риментально.
Четыре интонемы дифференцируют предложения в зависимости от вели высказывания:
1. Интонема повествования. 2. Интонема вопроса. 3. Интонема повелительная. 4. Интонема   восклицания.
1. Интонема повествования характерна для повествовательных и вопросительных предложений с вопросительным словом. Если пове­ствовательное (или вопросительное) предложение заканчивается уси­ленный ударением, то этот ударный слог имеет самый низкий тон.
Wir schreiben ein ʺDiktat. Was wird ʺgespielt?
Если есть заударные слоги, то они произносятся тоже в низ­ком тоне.
Man hört von weitem ʺKanonendonner.
2. Интонема вопроса типична для вопросительного предложения. Тон повышается на слоге с усиленным ударением:
Ist еs heute ʺwarm ?
Если в предложении есть заударные слоги, то первый заудар­ный слог показывает направление движения тона.
Hat die Vorstellung schon ʺlange bеgonnen ?
3. Повелительная и восклицательная интонемы мало чем отличаются от повествовательной. У всех трех интонем тон - падающий.
Дифференцирующая функция всех четырех интонем хорошо видна
в предложениях с одинаковым составом слов, например;
Подтекст
1)     Heute fahren Sie ʺab. (Повествование: Нейтральное сообщение)
2)     Heute fahren Sie ʺab? (Вопрос: "Счастливо!?)
3)     Heute fahren Sie ʺab! (Приказ! "Довольно гулять")
4)     Heute fahren Sie ʺab! (Восклицание: "Счастливец!")
IV. Членение предложения.
Чтобы наша речь была членораздельной и более понятной, мы делим ее с помощью небольших пауз на отдельные предложения, а предложения  на речевые такты (или синтагмы). Речевой такт выде­ляется на основе смысловых отношений между словами и оформляется интонационно - мелодикой, ударениями, паузами. Речевой такт - это фонетически организованная часть предложения, важнейшим его эле­ментом является усиленное ударение. Это ударение играет в речевом такте централизующую роль. В каждом речевом такте - одно сло­во о сильным ударением. Вокруг этого слова (с центральным ударением) группируются менее ударные и неударные слова. Предложение делится на столько речевых тактов, сколько а нем слов с центральный, (ведущим, основным, усиленным) ударением. Речевой такт ситуативно обусловлен и помогает нам выразительно оформить наши высказыва­ния. Между речевыми тактами есть паузы: длительная ( | ), более короткая ( / ). Центральное слово имеет усиленное ударение ( " ).
Если речь эмоционально не окрашена и в ней нет противопоста­влений, то в речевые такты входит обычно то, что между собой грамматически связано, например, артикль и существительное; существительное с определением; модальный глагол с полнозначным; связка с      предикативом и т.д.
Die 'Wiener Geʺsellschaft | war 'Beethoven ʺfremd.
Meine ʺältere 'Schwester ist Muʺsiklehrerin.
"Städte,  ʺDörfer, Fabʺriken | werden von еinem ʺWasserkraftwerk| mit ʺLicht ver'sorgt.
Кроме обычных пауз между речевыми тактами бывают еще психологические и самостоятельно-дифференцирующие паузы, напр.:
In seinem Armen |
      das Kind         |
                war        |
                 tot        ||

Это психологические или так называемые художественные паузы.

Примеры пауз с фонетическим значением: Es ist nicht leicht, | für ihn dieses Buch zu finden. Es ist nicht leicht für ihn, | dieses Buch zu finden.
Er liebt sie nicht (без паузы). - Er liebt |sie- nicht.
Текст для постановки пауз и знаков препинания:
Zehn Finger hab’ ich an jeder Hand
Fünfundzwanzig an, Händen und Füssen
Wer’s richtig sprechen will
Wird Pausen und Zeichen setzen müssen
Ключ:10 Finger hab’ ich, an jeder Hand - 5,
Und zwanzig-an Händen und Füßen.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

  Test Wählen Sie die richtige Variante: 1. Dieser Hörer lernt .... a) ein Wort b) einen Wort c) eine Wort 2. Wer bildet ... ? a) ein Satz b...