1.Общие
замечания.
Интонация - это
ритмико-мелодический строй предложения. Она складывается из пяти
компонентов: фразового ударения, мелодики, пауз, темпа и тембра. Эти
компоненты выступают в речи в тесной взаимосвязи. Функции интонации в языке
разнообразны. Интонацией оформляются в языке различные типы предложений.
Средствами интонации осуществляется членение речи на предложения и членение
предложений на части (речевые такты, синтагмы), представляющие собой
относительно законченные смысловые отрезки (единства). Интонацией передается
степень важности слов в предложении. Так, с помощью ударения различной силы в
речи выделяются служебные и знаменательные слова, а также слова, наиболее
важные в смысловом отношении.
Этим же целям служит
темп, напр. служебные слова произносятся быстрее, чем слова знаменательные;
различным темпом характеризуются и члены предложения, напр. определение
произносится быстрее, чем дополнение. Из сказанного видно, что интонация в
языке тесно связана с грамматикой и является одним из важных средств выражения
грамматических отношений, интонация является также основным средством передачи
эмоций, в языке, особенно важное значение при этом имеет тембр. С помощью
тембра в речи (голосе) ярко выражаются такие чувства, как гнев, радость,
жалость, нежность, раздражение, печаль и др.
Каждому языку
свойственны определенные интонационные закономерности, отличные от
закономерностей другого языка. Поэтому овладение произношением иностранного
языка невозможно без умения интонировать в соответствии с законами интонации
данного языка.
II.
Фразовое ударение.
Слова
в зависимости от выполняемой ими в предложении функции имеют ударение различной силы. Принято различать
четыре степени ударности: главное ударение ( ' ), второстепенное ударение ( ̗
), усиленное ударение ( ʺ ) и не ударность, которая не имеет специального
обозначений.
Разная
сила ударения используется для разграничения знаменательных и служебных слов во
фразе. Знаменательные части речи - существительные, прилагательные, глаголы, наречия,
числительное - всегда имеют ударении Служебные слова - артикли, предлоги, союзы,
связки, вспомогательные глаголы, местоимения отрицания nicht, kein и частицы - является в предложении не ударными. Слова, стоящее на грани служебного
и знаменательного слова, например, модальные глаголы, несут второстепенное
ударение.
Неударные
слова привыкают к ударному слову и образуют с ним фонетическое единство, объединяемое
одним ударением (это т.н. ритмическая группа). Не ударное слово,
примыкающее к стоящему за ним ударному слову, называется проклитикой. Неударное
слово, примыкающее к предшествующему ударному слогу, называется энклитикой,
напр. er ʺliest! или ʺer
liest! и liest er? ʺliest! ||. В первом
предложении личное местоимение er является проклитикой,
а во втором – энклитикой.
Объединение
неударного слова с ударным определяется характером синтаксических связей, а в
конечном счете смысловыми отношениями. Напр. артикль, предлог, указательное и
притяжательное местоимение составляет ритмическую группу с именем существительным.
Личное местоимение, возвратное местоимение объединяются с глаголом, напр, Wir gehen über den “Platz.
Проклитики
и энклитики не только лишены ударения, но и произносятся быстрее, чем ударные
знаменательные слова. Темп и ударение в этом случае во взаимодействии
(одновременно) определяют степень важности слов во фразе.
Число
неударных слов в немецкой речи значительно больше, чем в русской, что
объясняется большим количеством
служебных слов в немецком языке. В связи с динамическим характером ударения
ударные и неударные элементы в немецкой речи противопоставляются гораздо
отчетливее, чем в русской речи.
Фразовое
ударение немецкого языка имеет специфические трудности при работе над
интонацией. Одна из основных трудностей заключается в том, что в значительном
числе случаев неударными элементами, проклитиками и энклитиками являются слова
с долгими гласными, напр. der, den, wir, mir, die, ihr. В русском языка мы привыкли безударность связывать
с кратким гласным, а ударение - с долгим. Поэтому мы в немецком языка часто
сокращаем долгий гласный в неударном положении, напр. [der
tiʃ ] или, сохраняя долготу, произносим неударное слово с
ударением, напр. ['de:r ʺ tiʃ]. Нас
затрудняет и скопление неударных слов, следующих друг за другом, что является
типичным для немецкого языка, например, Sie hat sich mit den ʺKindern geplagt. Нужна специальная тренировка для преодоления
отмеченных трудностей.
Усиленным
ударением обозначают наиболее важное в смысловом отношении слово предложения,
известно, что предложения, состоящие из одних и тех же слов и одинаковые в
отношении грамматической формы, могут иметь различное содержание. Например,
содержание предложения 'Мальчик
''пишет, в котором усиленным ударением выделено сказуемое, является сообщение
о занятии мальчика. Это же самое предложение приобретает другое, содержание,
если усиленным ударением мы выделим подлежащее; "Мальчик' пишет. В этом
случае предложение сообщает, что пишущим лицом является мальчик. Трактовка
предложения зависит, следовательно, от контекста, Поэтому правила усиленного
ударения в предложении могут быть сформулированы лишь в общем виде:
1. В простом нераспространенном повествовательном
предложении усиленное ударение чаще стоит на сказуемом, Если сказуемое сложное
- на его смысловой неизменяемой части. Связки и вспомогательные глаголи ударения
не имеют. Примеры:
'Wiktor ʺstudiert. 'Wiktor ist ʺStudent.
'Wiktor
ist"klug. 'Wiktor
hat
geʺarbaitet.
Модальный
глагол в составе сказуемого отмечается второстепенным ударением. Усиленное
ударение лежит на инфинитиве, например:
Viktor ̗karnn ʺarbeiten. Er ̗soll ʺarbeiten.
2. В простом распространенном повествовательном
предложении с прямым порядком слов усиленное ударение чаще cтоит на второстепенном члене предложения - дополнении
или обстоятельстве, например, 'Wiktor stu'diert ʺFremdsprachen, Er 'liest ʺviel.
3. Если простое распространенное предложение содержит
ряд второстепенных членов, то усиленное ударение обычно падает на член предложения,
который стоит в конце. Сравни:
̗Wiktor 'fährt 'bald nach ʺMoskau. Wiktor 'fährt nach 'Moskau ʺbald.
Если
при обратном порядке слов на последнем месте окажется подлежащее, то оно также
имеет усиленное ударение, например:
Nach 'Moskau 'fährt ʺWiktor.
4. Изложенные правила фразового ударения относятся
также к вопросительным и побудительным предложениям, в нераспространенном предложении
ударение падает на сказуемое, а в распространенном - на второстепенный член
предложения. Сравни: Stuʺdiert 'Wiktor? - 'Arbeitet er ʺfleiβig? - 'Lesen
Sie ʺrichtig!
Приведенные
правила фразового ударения основаны на грамматических моментах, синтаксической
функции слова и его месте в предложении, поэтому такой вид фразового ударения
можно назвать грамматическим.
Иным
видом фразового ударения является ударение логическое. В отличие от
грамматического логическое ударение может быть поставлено на любом месте. Напр.
фразу Mein Bruder dient bei Moskau можно прочесть с логическим ударением на любом
слове. Если нужно подчеркнуть, что действующим лицом является брат, то
логическим ударением отмечают слово брат; если важно указать, что он служит,
а не отдыхает, то логическое ударение получит сказуемое. Логическим
ударением можно отметить и обстоятельство, если нужно подчеркнуть место службы.
Логическое ударение могут получать и такие слова, которые обычно являются
неударными. Так, приведенное предложение можно прочесть с логическим ударением
на притяжательном местоимении mein
или на предлоге bei.
В первом случае смысловой акцент будет сделан на том, чей это брат; во втором,
что он служит именно под Москвой, а не в Москве. Логическое ударение, т.о. содержит
момент контраста, т.е. противопоставления.
III.
Мелодика.
Мелодика
представляет собой изменение высоты тона, его повышение и понижение. Мелодика
имеет разнообразные функции в языке. Одна из важнейших функций состоит в
оформлении различных типов предложений определенным мелодическим рисунком. В
качестве единицы фразовой мелодии, мы берем так называемую интонему, т.е.
мелодию центрального слога фразы (синтагмы, речевого такты) и первого
заударного слога (если он есть).
Es
ist ʺwarm. || Er heiβt ʺWoldemar.
Ist
Nina ʺda? || Kommst du heute ʺabend?
Мелодия
первого заударного слога показывает, в каком направлении заканчивается мелодия
предложения. Если заударных слогов несколько, то тон остается в них на том же
уровне. Мы будем придерживаться модуляций тона, которые человеческое ухо в
состоянии воспринимать как смыслоразличительные и которое доказаны экспериментально.
Четыре
интонемы дифференцируют предложения в зависимости от вели высказывания:
1. Интонема повествования. 2. Интонема вопроса. 3.
Интонема повелительная. 4. Интонема восклицания.
1.
Интонема повествования характерна для повествовательных и вопросительных
предложений с вопросительным словом. Если повествовательное (или
вопросительное) предложение заканчивается усиленный ударением, то этот ударный
слог имеет самый низкий тон.
Wir
schreiben ein ʺDiktat. Was wird ʺgespielt?
Если
есть заударные слоги, то они произносятся тоже в низком тоне.
Man
hört von weitem ʺKanonendonner.
2.
Интонема вопроса типична для вопросительного предложения. Тон повышается на
слоге с усиленным ударением:
Ist еs heute ʺwarm ?
Если
в предложении есть заударные слоги, то первый заударный слог показывает
направление движения тона.
Hat
die Vorstellung schon ʺlange bеgonnen ?
3.
Повелительная и восклицательная интонемы мало чем отличаются от
повествовательной. У всех трех интонем тон - падающий.
Дифференцирующая функция
всех четырех интонем хорошо видна
в предложениях с одинаковым составом слов, например;
в предложениях с одинаковым составом слов, например;
Подтекст
1) Heute fahren Sie ʺab. (Повествование:
Нейтральное сообщение)
2)
Heute fahren Sie ʺab? (Вопрос: "Счастливо!?)
3) Heute
fahren Sie ʺab! (Приказ! "Довольно гулять")
4) Heute fahren Sie ʺab! (Восклицание:
"Счастливец!")
IV. Членение предложения.
Чтобы наша речь была
членораздельной и более понятной, мы делим ее с помощью небольших пауз на
отдельные предложения, а предложения на
речевые такты (или синтагмы). Речевой такт выделяется на основе смысловых
отношений между словами и оформляется интонационно - мелодикой, ударениями,
паузами. Речевой такт - это фонетически организованная часть предложения,
важнейшим его элементом является усиленное ударение. Это ударение играет в
речевом такте централизующую роль. В каждом речевом такте - одно слово о
сильным ударением. Вокруг этого слова (с центральным ударением) группируются
менее ударные и неударные слова. Предложение делится на столько речевых тактов,
сколько а нем слов с центральный, (ведущим, основным, усиленным) ударением.
Речевой такт ситуативно обусловлен и помогает нам выразительно оформить наши
высказывания. Между речевыми тактами есть паузы: длительная ( | ), более
короткая ( / ). Центральное слово имеет усиленное ударение ( " ).
Если речь эмоционально
не окрашена и в ней нет противопоставлений, то в речевые такты входит обычно то,
что между собой грамматически связано, например, артикль и существительное; существительное
с определением; модальный глагол с
полнозначным; связка с предикативом и
т.д.
Die
'Wiener Geʺsellschaft | war 'Beethoven ʺfremd.
Meine
ʺältere 'Schwester ist Muʺsiklehrerin.
"Städte, ʺDörfer, Fabʺriken | werden von еinem ʺWasserkraftwerk| mit ʺLicht ver'sorgt.

In seinem Armen |
das Kind
|
war |
tot ||
Это
психологические или так называемые художественные паузы.
Примеры пауз с фонетическим значением: Es ist nicht leicht, | für ihn dieses
Buch zu finden. Es ist nicht leicht für ihn, | dieses Buch zu finden.
Er
liebt sie nicht (без паузы). - Er liebt |sie- nicht.
Текст
для постановки пауз и знаков препинания:
Zehn
Finger hab’ ich an jeder Hand
Fünfundzwanzig
an, Händen und Füssen
Wer’s
richtig sprechen will
Wird
Pausen und Zeichen setzen müssen
Ключ:10 Finger hab’ ich, an jeder Hand - 5,
Und
zwanzig-an Händen und Füßen.
Комментариев нет:
Отправить комментарий